Реклама на сайте

вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация
Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука
Как все начиналось

Порядка 5 лет назад, я начал свое шествие по миру ламповой техники. За это время было собраны десятки разных схем и прослушано порядка пяти десятков «оригинальных» ламповых усилителей. В результате, сформировалось четкое понимание «как должно звучать» и какой «гибкостью» должен обладать аппарат.

В процессе знакомства с разными гитарными усилителями, долгое время, меня не оставлял в покое звук «головы» от фирмы Krank. Но в тот момент, к сожалению, оценить его и попробовать — было не возможно. Продажи начались только-только в Штатах, а живых экземпляров в Санкт-Петербурге не было. Было принято решение во что бы то ни было, достать столь «лакомый кусочек». К счастью нашлись подходящие люди которые смогли купить и привезти его в Питер. Долгие 14 дней ожидание и моя прелесть стояла на пороге квартиры. Счастью не было предела. Чем больше я на нем играл, тем больше мною овладевала мысль: «Как же устроена эта штука».

В один прекрасный момент, собравшись с духом, я твердо решил: “Я должен узнать «тайну » этого чуда”.

Шли дни, летели недели. Кусочек за кусочком вырисовывалась схема.

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

На этом, казалось бы, стоило остановиться, но душа требовала продолжения. И так и родилась идея сделать портативный, легкий «krank» для игры вне реп. точки.
И тут понеслось…

Корпус


Корпус было решено брать в формате rackmount (для удобства хранения и перевозки). Плюсы решения:
Удобство инсталляции в рековую/студийную стойку, прочность, хорошее охлаждение, удобство расположения и разводки «внутрянки».
Использовался корпус фирмы Hammond 2U 19" Rack mount Case.

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Транформатор

Оговорюсь сразу, что было испробовано много трансформаторов, но самым адекватным по цене и габаритам оказался Транслед (не сочтите за рекламу).

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Выбирал силовой трансформатор по следующим параметрам:
3 лампы — 12ax7, коммутация и индикация.

Итого имеем:
1. Обмотка на 6-15 вольт для питания накала ламп и коммутации.
2. Обмотка высоковольтная, для питания анодов ламп.

Открываем даташит лампы 12ax7 EH и видим:
Накал (heater) — 150ma(12,6v) или 300ma(6,3v)
Анод (Anode) — 10ma.
Индикация и коммутация — 200ma.
Итого минимум:

Обмотка 6,3v — не менее 1,2A
Обмотка 260-300v — 30ma
С запасом:

Обмотка 6,3v — не менее 1,8A
Обмотка 260-300v — 50ma

Совет:
Ни в коем случае не используйте транформаторы «перевертыши» для питания. Крайне негативно сказывается на звуке и фоне.
Трансформатор берите с запасом, т.к работа на пределах оборачивается — перегревом. Быстрее рассыхается изоляция, что тянет за собой неприятности и потраченное время. Желательный запас по питанию ~ 20-25%. Бывали случаи когда из-за питания проявлялся очень сильный фон в звуке.

Блок питания

В ходе долгих исследований, пришел к выводу, что питание накала (для hi-gain) усилителей обязательно должно быть стабилизированным, выпрямленным. Для своего предусилителя, я использовал блок питания на основе регулируемого стабилизатора напряжения Lm317T.

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Компоненты

Все компоненты покупал в интернет магазине (в Канаде). Хотя по большому счету, не важно где они куплены и у кого, главное придерживаться простых правил:
1. Конденсаторы электролитические noname и «совсем китай» — не брать.
(Советую фирмы типо Nichicon, Jamicon, Hitano, Vishay, Silver mica, Sprague.)
2. Нэ экономьте денег на проводах. Для коммутации и тембр. блока советую наш МГТФ, для силовых частей (питания) -можно использовать МГШВ.
3. В hi-gain предусилители и усилители не ставьте керамические конденсаторы. Чаще всего они вносят в звук «звон». Советую использовать Silver mica или наши, советские слюдяные конденсаторы (Очень хороши СГМ, КСО).
4. Проходные (конденсаторы по анодной цепи) и в катодные цепи лучше всего использовать с пленочным или полистироловым диэлектриком.(Очень хороши Wima, Rifa, Epcos).
5. Ну и конечно же все брать с запасом по напряжению 20-25%.

Лампы

Абсолютно любые 12ax7. Лично я, предпочитаю 12ax7 EH для плотного, средне читаемого перегруза. 12ax7 Tung Sol для чистого канала или в миксе с EH для большей детализации в районе высокой середины и высоких частот на перегрузе.

Печатные платы и технология их изготовления

Сказать честно? Всю ламповую технику желательно изготавливать на turret board. Но в силу того, что мы изготавливаем не hi-end — сойдут и старые добрые печатные платы на основе фольгированного текстолита. Для ламповых схем я использую односторонний, полутора миллиметровый текстолит, с самым толстым слоем медной фольги.

Как правило заготовку (трафорет) печатной платы распечатываю на прозрачной пленке.

Зачищаю мелкой наждачкой текстолитовую пластину с фольгой, мою с мылой под проточной водой, обезжириваю, вытираю — насухо.

Распыляю на поверхность равномерным слоем POSITIVE 20 и укладываю в темное место сушиться.

Через часов 5-7 укладываю трафарет и засвечиваю через плексигласовое стекло 150 ваттным галогеновым прожектором 1,2-1,5 часа.

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Далее развожу 7г гидроокиси натрия на литр теплой воды, перемешиваю. Кидаю туда нашу засвеченную плату и мешаю воду чтобы активнее происходило растворение засвеченного фоторезиста. В простонародии -проявляю плату.

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Далее берем лоток, заливаем кипятком, кидаем хлорное железо и вытравливаем плату.
По окончанию процедуры, сверлим отверстия и проводим сеанс запаивания элементов.

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Сборка в корпуcе и советы по настройке

Размечаем места под установку «стоек» для крепления платы. Просверливаем отверстия и закрепляем стойки.
Начинаем сборку. Как правило я начинаю сборку с тембр блока, так как предпочитаю его запаивать частично навесом.
Провода, как правило старайтесь скреплять стяжками.

Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука


Дизассемблинг и приручение лампового гитарного звука

Простые правила по сборке:
Не скрепляйте в один пучок сигнальные и силовые провода, иначе не избежать проблем с фоном.
Цепи накала ламп старайтесь проводить «косичкой».
Сетки ламп, всегда ведите в экранированных проводах.
Входные и выходные провода требуют экранировки.
Входной разъем (сигнальный контакт) при не воткнутой гитаре, желательно заземлить.
Сводите земли в одно место на корпусе. Следите, чтобы не образовывалось земляных петель.
Контакты накала через 100омные резисторы (0,5w) запаять на земплю.
Все приведенные «рецепты», при правильно разведенной плате и сборке без ошибок -дают тихий усилитель и звук радующий ваши уши.
Всем спасибо.

Схемы и печатные платы:
documents-export-2014-02-20.zip [176,61 Kb] (cкачиваний: 61)

Опубликовал: hateks, источник

  • 0
Новость опубликована 23-02-2014, 23:01, её прочитали 1825 раз(а)
Понравилась тема? Посмотрите эти:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.